Что такое штрих код? Штрих-код – графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, предоставляющая возможность считывания её техническими средствами. В нанесении используются белые и черные цвета. Такое изображение наносят на товар перед продажей.
Путем сканирования штрих-кода можно получить всю надлежащую информацию о продукции. У каждого кода имеется свое уникальное изображение, в котором зашифровано все то, что захотел донести производитель до конечного потребителя. Существует несколько видов штриховых кодов:
По типу изображения разделяют на две категории:
- Одномерные (1D), у таких имеются только вертикальные полосы;
- Двухмерные (2D), в таких идет сочетание вертикальных полос с другими геометрическими фигурами, например, точками.
Типы штрих-кодов
Типы одномерных кодов
- UPC/EAN-128;
- EAN-13;
- UPC-E;
- Code39;
- UPC-A;
- EAN-8;
- «Interleaved 2of5».
Безусловно от стандарта производства будут зависеть и типы штрих-кодов. Большую популярность имеют тринадцати символьные EAN-коды. Они используются в пищевой промышленности.
Типы двухмерных кодов
- QR код;
- PDF417;
- Microsoft Tag;
- MaxiCode;
- Aztec Code;
- DataMatrix.
QR-коды используются для передачи данных между устройствами, их область применения гораздо шире. QR-коды имеют свою значимость не только в промышленности или в производстве. Также они широко используются в социальной жизни людей, например, в социальных сетях.
Использование штрихового кодирования широко распространено на производстве с большим количеством разного вида выпускаемой продукции. Такая технология уменьшает риск человеческой ошибки ручного набора в несколько раз. Помогает быстро обработать информацию на складе, в логистике и непосредственно в торговле. Для создания кода существуют специальные компьютерные программы и принтеры этикеток, а для их считывания – сканеры штрих-кода.
История возникновения
Американское производство и промышленность в 40-х годах прошлого века перестала справляться с информацией, поступающих от маркетологов. Эту проблему взяли на себя исследователи Норман Джозеф Вудланд и Бернард Сильвер. Достаточно длительная совместная работа привела к отличному результату. Они разработали штриховую маркировку. Первый штрих-код состоял из точек и тире азбуки Морзе. Чтобы считать информацию, они заимствовали технологию из киноиндустрии – оптическую звукозапись. Такой способ обработки данных прошел все возможные проверки и был запатентован в 1952 году. Так начался путь совершенствования.
В настоящее время принцип штрихового кодирования остался тот же, но вот визуально он сильно изменился.
Основные разновидности штрих-кодов
Штрих-коды подразделяются на линейные и двухмерные. Их различие в изображении и вместительности данных. Выбор будет зависеть от той информации, которая там будет храниться.
Линейные коды обозначают – 1D, они представляют собой черные вертикальные полосы с разными пробелами на белом фоне. Полосы все разной ширины. Вместимость у одномерных кодов малая, не больше 30 символов. Чаще всего штрих-код несет в себе информацию об артикуле товара или серийном номере и считывается по горизонтали. Считать такой код очень просто. С этой задачей справляются одномерные 1D сканеры.
Для удобства разработали международные стандарты кодирования – EAN.
Состоять такой код может или из 8, или из 13 символов:
- первые 2-3 цифры содержат название страны происхождения товара;
- после них идут 4-5 цифр, они несут информацию, касающуюся изготовителя продукции;
- следующие порядковые 5 цифр – информация о самом товаре;
- крайние 1-2 цифры контролируют правильность всех данных в целом.
Двухмерные коды (2D) не получится считать по горизонтали, их считывают и по горизонтали и по вертикали. В их структуру входит разнонаправленные линии, также присутствуют точки, клетки и даже другие фигуры.
Двухмерный штрих-код состоит из матричных и многоуровневых кодов. Происходит «склейка» информации запечатанной в фигурах, что дает сохранить гораздо больше информации. Такой код может уместить в себе около 4 тысяч символов. В двухмерный штрих-код можно сохранить полную информацию о товаре или продукции, включая все характеристики, состав, указать страну происхождения.
Популярность получили 3 вида кодов – Data Matrix, QR-код, и Aztec.
Data Matrix. Код имеет переменную длину, выполнен в виде матрицы. Этот тип состоит из точек белого и черного цвета разного размера. В Data Matrix встроена система, позволяющая корректировать ошибки и восстанавливать 30% данных с поврежденных участков кода.
- QR-код. Такой код гордость японской компании Denso Wave. Узнать QR-код очень легко, у него имеется 3 квадрата по углам. Передает информацию мгновенно. При повреждении кода имеется возможность восстановить хранившуюся информацию до 30%.
- Код Aztec. Внешне имеет сходство с мишенью. В центре находится квадрат. Слои данных зашифрованы в белых и черных точках. Особым преимуществом является практически 100% восстановление информации с поврежденного кода.
Области применения
Области применения обширны из-за универсальности штрих-кодов. Их активно используют и в легкой, и в тяжелой промышленности. Но определенные стандарты шифрования уже по традиции связывают с конкретными областями производства.
- EAN широко распространен в торговле, чаще всего встречается на весовом товаре. Например, фруктах, конфетах.
- Разные виды EAN-кодов предназначены для определенной среды. ISBN отлично подходит для маркировки книг, а вот ISSN чаще всего используют в печатной продукции, которая выходит на прилавки регулярно. Фармакод, соответственно, разработан специально под фармацевтические компании.
- Data Matrix прочно осел на рынке компьютерно-вычислительной техники. Но также этими кодами пользуются производители автомобилей.
- QR-код хорошо показал себя в маркетинге, он сейчас на пике популярности. Его также применяют для маркировки табачной и алкогольной продукции.
- Aztec занял нишу в грузоперевозках, популярен в ж/д перевозках. Также этот вид штрих-кодов используют на почте и в других сферах, касающихся транспортировки различных грузов.
Принтеры для печати штрих-кода и их особенности
Чтобы информация, которая хранится в штрих-кодах не была утеряна, необходима четкость и качество печати. Обычный принтер не подойдет. Широко используются специальные принтеры для этикеток. Если разобраться, то суть и принцип один и тот же. Но у таких принтеров отсутствуют картриджи с чернилами, так как технология печати другая.
Вместо картриджей с чернилами в принтере прямой подачи используется бумага со специальным покрытием. Печатающая головка нагревается до определенной температуры, после чего идет соприкосновение с бумагой, которая в определенных местах меняет цвет на черных. Так и происходит формирование рисунка. В такой печати есть недостаток – недолговечность. Солнечные прямые лучи и вода, стирают нанесенный рисунок достаточно в короткий промежуток времени. Чаще всего эксплуатируют такую печать для взвешенных товаров в розничных продуктовых магазинах, так как товар на полках долго не хранится и отсутствует взаимодействие разрушающих факторов для этикетки.
Для термотрансферной печати нужна специальная бумага и красящая лента в рулоне. Термоголовка нагревает красящую ленту, и раскаленные чернила наносятся на бумагу. Так и получается печать этикеток. В таком типе печати больше расходного материала, соответственно, себестоимость одной напечатанной этикетки выше. Но и преимущество присутствует – это долговечность. А раз присутствует долговечность, то и области применения расширяются. Термотрансферные принтеры используются уже на оптовых складах и базах, в типографии, в логистике.
Существуют промышленные принтеры, они предназначены для больших нагрузок. Обычные – настольные, предназначены для умеренной печати, а есть удобные и маленькие переносные.
Принтеры для печати штрих-кода
Сканеры для распознавания штрих-кода
При сканировании кода, происходит перевод изображения в последовательность цифр и других значений, а те в свою очередь, уже отображаются в компьютере или в другом устройстве той информацией, что заложили изначально в штрих-код.
В сканере бывают несколько видов считывающих элементов – светодиодные, имидж-сканеры и лазерные.
В светодиодном сканере считывание информации происходит благодаря ПЗС-матрице, а подсвечивание происходит за счет светодиода. Сканеры с такой системой достаточно бюджетные, но качественные. Подходят для работы с линейными штрих-кодами.
В лазерных сканерах имеется узкий лазерный луч, с помощью которого считывать информацию можно на разном расстоянии. Для обычных моделей расстояние может достигать даже 30 сантиметров. А для промышленных до 19 метров. Такие сканеры не способны прочитать данные с поврежденных этикеток. Их, так же как и светодиодные, используют для распознавания линейных штрих-кодов.
Имидж-сканеры, а проще фото-сканеры распространены больше всего на данный момент. Они фотографируют штрих-код и отправляют его в базу данных. Им абсолютно без разницы в какому типу относится штрих-код, работают как с двухмерными 2D, так и с одномерными 1D. Очень хорошо распознают даже размытые изображения, не говоря уже о мелких изъянах этикетки. Могут считывать информацию с пластиковых карт и с экранов мобильных телефонов. Они используются не только в сфере производства, но и в маркетинге.
Сканеры штрих-кода
Преимущества применения штрих-кодов
Перед тем как внедрять в производство штрих-коды нужно определиться на начальном этапе, что именно будет спрятано внутри него. Просто код и цифры или описание товара, его области применения, состав и прочее. В розничной торговле больше популярны линейные штрих-коды, они несут в себе числовую информация, например, артикул.
В промышленности или в производстве, особенно масштабном, лучше использовать двухмерные коды. Они хранят в себе гораздо больше сведений о выпускаемой продукции. В Code-39 зашифрованы заглавные латинские буквы и цифры. В Code-93 к вышеперечисленному набору добавляются обычные строчные буквы, а в Code-128 имеется возможность зашифровать не только латинские буквы и цифры, но и русский алфавит.
Применение штрихового кодирования упрощает производственную работу, увеличивает скорость документооборота, сокращает процент ошибок при ручном наборе, облегчает труд сотрудников и значительно экономит рабочее время за счет автоматизации процессов.
Еще к преимуществам штрих-кодов можно отнести и их экологический вклад в природу. Так как при автоматизированной работе уменьшается потребление листов офисной бумаги.