Виды и типы штрих-кодов, какие бывают и где применяются

Статьи
25 July 2022
0 комментариев

Штрих-код – графическое изображение, в нанесении которого используются белые и черные цвета. Такое изображение наносят на товар перед продажей. 

Путем сканирования штрих-кода можно получить всю надлежащую информацию о продукции. У каждого кода имеется свое уникальное изображение, в котором зашифровано все то, что захотел донести производитель до конечного потребителя. Существует несколько видов штриховых кодов:

По типу изображения разделяют на две категории:

  • Одномерные (1D), у таких имеются только вертикальные полосы;
  • Двухмерные (2D), в таких идет сочетание вертикальных полос с другими геометрическими фигурами, например, точками.

 

Типы одномерных кодов

  • UPC/EAN-128;
  • EAN-13;
  • UPC-E;
  • Code39;
  • UPC-A;
  • EAN-8;
  • «Interleaved 2of5».

 

Безусловно от стандарта производства будут зависеть и типы штрих-кодов. Большую популярность имеют тринадцати символьные EAN-коды. Они используются в пищевой промышленности.

Типы двухмерных кодов

  • QR код;
  • PDF417;
  • Microsoft Tag;
  • MaxiCode;
  • Aztec Code;
  • DataMatrix.

 

QR-коды используются для передачи данных между устройствами, их область применения гораздо шире. QR-коды имеют свою значимость не только в промышленности или в производстве. Также они широко используются в социальной жизни людей, например, в социальных сетях.

Использование штрихового кодирования широко распространено на производстве с большим количеством разного вида выпускаемой продукции. Такая технология уменьшает риск человеческой ошибки ручного набора в несколько раз. Помогает быстро обработать информацию на складе, в логистике и непосредственно в торговле. Для создания кода существуют специальные компьютерные программы и принтеры этикеток, а для их считывания – сканеры штрих-кода.

История возникновения

Американское производство и промышленность в 40-х годах прошлого века перестала справляться с информацией, поступающих от маркетологов. Эту проблему взяли на себя исследователи Норман Джозеф Вудланд и Бернард Сильвер. Достаточно длительная совместная работа привела к отличному результату. Они разработали штриховую маркировку. Первый штрих-код состоял из точек и тире азбуки Морзе. Чтобы считать информацию, они заимствовали технологию из киноиндустрии – оптическую звукозапись. Такой способ обработки данных прошел все возможные проверки и был запатентован в 1952 году. Так начался путь совершенствования. 

В настоящее время принцип штрихового кодирования остался тот же, но вот визуально он сильно изменился.

Основные разновидности штрих-кодов

Штрих-коды подразделяются на линейные и двухмерные. Их различие в изображении и вместительности данных. Выбор будет зависеть от той информации, которая там будет храниться.

Линейные коды обозначают – 1D, они представляют собой черные вертикальные полосы с разными пробелами на белом фоне. Полосы все разной ширины. Вместимость у одномерных кодов малая, не больше 30 символов. Чаще всего штрих-код несет в себе информацию об артикуле товара или серийном номере и считывается по горизонтали. Считать такой код очень просто. С этой задачей справляются одномерные 1D сканеры.

Для удобства разработали международные стандарты кодирования – EAN.

Состоять такой код может или из 8, или из 13 символов:

  • первые 2-3 цифры содержат название страны происхождения товара;
  • после них идут 4-5 цифр, они несут информацию, касающуюся изготовителя продукции;
  • следующие порядковые 5 цифр – информация о самом товаре;
  • крайние 1-2 цифры контролируют правильность всех данных в целом.

 

Двухмерные коды (2D) не получится считать по горизонтали, их считывают и по горизонтали и по вертикали. В их структуру входит разнонаправленные линии, также присутствуют точки, клетки и даже другие фигуры.

Двухмерный штрих-код состоит из матричных и многоуровневых кодов. Происходит «склейка» информации запечатанной в фигурах, что дает сохранить гораздо больше информации. Такой код может уместить в себе около 4 тысяч символов. В двухмерный штрих-код можно сохранить полную информацию о товаре или продукции, включая все характеристики, состав, указать страну происхождения.

Популярность получили 3 вида кодов – Data Matrix, QR-код, и Aztec.

Data Matrix. Код имеет переменную длину, выполнен в виде матрицы. Этот тип состоит из точек белого и черного цвета разного размера. В Data Matrix встроена система, позволяющая корректировать ошибки и восстанавливать 30% данных с поврежденных участков кода.

  • QR-код. Такой код гордость японской компании Denso Wave. Узнать QR-код очень легко, у него имеется 3 квадрата по углам. Передает информацию мгновенно. При повреждении кода имеется возможность восстановить хранившуюся информацию до 30%.
  • Код Aztec. Внешне имеет сходство с мишенью. В центре находится квадрат. Слои данных зашифрованы в белых и черных точках. Особым преимуществом является практически 100% восстановление информации с поврежденного кода.

 

Области применения

Области применения обширны из-за универсальности штрих-кодов. Их активно используют и в легкой, и в тяжелой промышленности. Но определенные стандарты шифрования уже по традиции связывают с конкретными областями производства.

  • EAN широко распространен в торговле, чаще всего встречается на весовом товаре. Например, фруктах, конфетах.
  • Разные виды EAN-кодов предназначены для определенной среды. ISBN отлично подходит для маркировки книг, а вот ISSN чаще всего используют в печатной продукции, которая выходит на прилавки регулярно. Фармакод, соответственно, разработан специально под фармацевтические компании.
  • Data Matrix прочно осел на рынке компьютерно-вычислительной техники. Но также этими кодами пользуются производители автомобилей.
  • QR-код хорошо показал себя в маркетинге, он сейчас на пике популярности. Его также применяют для маркировки табачной и алкогольной продукции.
  • Aztec занял нишу в грузоперевозках, популярен в ж/д перевозках. Также этот вид штрих-кодов используют на почте и в других сферах, касающихся транспортировки различных грузов.

 

Принтеры для печати штрих-кода и их особенности 

Чтобы информация, которая хранится в штрих-кодах не была утеряна, необходима четкость и качество печати. Обычный принтер не подойдет. Широко используются специальные принтеры для этикеток. Если разобраться, то суть и принцип один и тот же. Но у таких принтеров отсутствуют картриджи с чернилами, так как технология печати другая.

Вместо картриджей с чернилами в принтере прямой подачи используется бумага со специальным покрытием. Печатающая головка нагревается до определенной температуры, после чего идет соприкосновение с бумагой, которая в определенных местах меняет цвет на черных. Так и происходит формирование рисунка. В такой печати есть недостаток – недолговечность. Солнечные прямые лучи и вода, стирают нанесенный рисунок достаточно в короткий промежуток времени. Чаще всего эксплуатируют такую печать для взвешенных товаров в розничных продуктовых магазинах, так как товар на полках долго не хранится и отсутствует взаимодействие разрушающих факторов для этикетки.

Для термотрансферной печати нужна специальная бумага и красящая лента в рулоне. Термоголовка нагревает красящую ленту, и раскаленные чернила наносятся на бумагу. Так и получается печать этикеток. В таком типе печати больше расходного материала, соответственно, себестоимость одной напечатанной этикетки выше. Но и преимущество присутствует – это долговечность. А раз присутствует долговечность, то и области применения расширяются. Термотрансферные принтеры используются уже на оптовых складах и базах, в типографии, в логистике.

Существуют промышленные принтеры, они предназначены для больших нагрузок. Обычные – настольные, предназначены для умеренной печати, а есть удобные и маленькие переносные.

Сканеры для распознавания штрих-кода

При сканировании кода, происходит перевод изображения в последовательность цифр и других значений, а те в свою очередь, уже отображаются в компьютере или в другом устройстве той информацией, что заложили изначально в штрих-код.

В сканере бывают несколько видов считывающих элементов – светодиодные, имидж-сканеры и лазерные.

В светодиодном сканере считывание информации происходит благодаря ПЗС-матрице, а подсвечивание происходит за счет светодиода. Сканеры с такой системой достаточно бюджетные, но качественные. Подходят для работы с линейными штрих-кодами.

В лазерных сканерах имеется узкий лазерный луч, с помощью которого считывать информацию можно на разном расстоянии. Для обычных моделей расстояние может достигать даже 30 сантиметров. А для промышленных до 19 метров. Такие сканеры не способны прочитать данные с поврежденных этикеток. Их, так же как и светодиодные, используют для распознавания линейных штрих-кодов.

Имидж-сканеры, а проще фото-сканеры распространены больше всего на данный момент. Они фотографируют штрих-код и отправляют его в базу данных. Им абсолютно без разницы в какому типу относится штрих-код, работают как с двухмерными 2D, так и с одномерными 1D. Очень хорошо распознают даже размытые изображения, не говоря уже о мелких изъянах этикетки. Могут считывать информацию с пластиковых карт и с экранов мобильных телефонов. Они используются не только в сфере производства, но и в маркетинге.

Преимущества применения штрих-кодов

Перед тем как внедрять в производство штрих-коды нужно определиться на начальном этапе, что именно будет спрятано внутри него. Просто код и цифры или описание товара, его области применения, состав и прочее. В розничной торговле больше популярны линейные штрих-коды, они несут в себе числовую информация, например, артикул.

В промышленности или в производстве, особенно масштабном, лучше использовать двухмерные коды. Они хранят в себе гораздо больше сведений о выпускаемой продукции. В Code-39 зашифрованы заглавные латинские буквы и цифры. В Code-93 к вышеперечисленному набору добавляются обычные строчные буквы, а в Code-128 имеется возможность зашифровать не только латинские буквы и цифры, но и русский алфавит.

Применение штрихового кодирования упрощает производственную работу, увеличивает скорость документооборота, сокращает процент ошибок при ручном наборе, облегчает труд сотрудников и значительно экономит рабочее время за счет автоматизации процессов.

Еще к преимуществам штрих-кодов можно отнести и их экологический вклад в природу. Так как при автоматизированной работе уменьшается потребление листов офисной бумаги.

Поделиться:
Добавить комментарий
Нажимая кнопку отправить, вы даете согласие на обработку персональных данных
Также будет интересно
BarTender: печать этикеток с переменными данными из Экселя
29 November 2020
0
Маркировка обуви: комплекты оборудования и печать на заказ
29 November 2020
0
RFID: что это, как работает, где используется
22 September 2021
0