Обязательная маркировка пива 2023: чего ждать, как подготовиться, какое оборудование выбрать

Статьи
08 November 2022
0 комментариев

На 2023 год запланирован старт обязательной маркировки пива, пивных и слабоалкогольных напитков. Для участников рынка это означает необходимость зарегистрироваться в системе «Честный знак» и осуществлять учет продукции по индивидуальным кодам Data Matrix. Мы расскажем, как будет происходить этот процесс, как к нему подготовиться, какое оборудование и расходные материалы выбрать.

Наши советы помогут крупным производителям оптимизировать маркировочную линию и учет, а среднему и малому бизнесу — сократить расходы и адаптироваться к новым реалиям.

Зачем это нужно

Обязательная маркировка пивных бутылок, банок, канистр и кег позволит проследить путь каждой единицы товара от производителя до непосредственного потребителя. Это создаст дополнительный инструмент борьбы с контрафактом и повысит качество продукции во всей отрасли.

Кого затронет обязательная маркировка

Работать с обязательной маркировкой предстоит всем участникам оборота пивных и слабоалкогольных напитков — от производителя (импортера) до розничного магазина, бара или кафе.

Мы можем вам перезвонить
Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю согласие на обработку персональных данных

Законы и сроки

Сроки перехода к обязательной маркировке пива, пивной продукции и слабоалкогольных напитков пока не утверждены и есть только в проектах постановлений Правительства РФ. Соответственно, основным видом контроля за оборотом этих товаров по-прежнему остается система ЕГАИС Алкоголь. Маркировка кодами из системы «Честный знак» осуществляется, но — в рамках добровольного эксперимента, который закончится к марту следующего года. Далее, согласно проекту Минпромторга:

  • с 1 марта 2023 года откроется окно для обязательной регистрации в системе «Честный знак»;
  • с 1 апреля 2023 года маркировка станет обязательной для пива в специализированных упаковках, то есть - кегах;
  • с 1 октября 2023 года маркировать придется уже пивную продукцию в стеклянных и пластиковых бутылках (в потребительской таре);
  • с 15 января 2024 года — продукцию в алюминиевых банках.

При продаже пива и слабоалкогольных напитков в розлив (из кег) информацию о частичном выбытии необходимо проводить через «Честный знак» с 1 июня 2024 года. При реализации в бутылках — с 1 апреля 2023 года.

Важно: Обязательная маркировка пива, пивных и слабоалкогольных напитков предполагает интеграцию ЕГАИС и новой системы учета. Перейти к учету по новым правилам смогут только производители, которые уже зарегистрированы в ЕГАИС.

Что нужно маркировать: перечень товаров

Согласно постановлению Правительства РФ о проведении эксперимента по обязательной маркировке, необходимо маркировать следующую продукцию:

  • Собственно пиво — солодовое, крепостью от 0,5% до 8,6% (включительно) и выше, в бутылках и других емкостях до 10 литров или менее. Код по ТН ВЭД - 2203 00 010 0. Коды по ОКПД2 - 11.05.10.120 и 11.05.10.130;
  • Прочее пиво солодовое в таре не больше 10 литров, за исключением пивных напитков. Код по ТН ВЭД - 2203 00 090 0;
  • Пиво солодовое в сосудах емкостью свыше 10 л. Код ТН ВЭД - 2203 00 100 0;
  • Безалкогольное пиво (крепостью до 0,5%). Код ТН ВЭД - 2202 91 000 0. Коды ОКПД2 - 11.05.10.110 и 11.07.19.129;
  • Пивные напитки или прочее пиво солодовое (в части пивных напитков) в таре не больше 10 л. Код ТН ВЭД - 2203 00 090 0. Код ОКПД2 -11.05.10.160;
  • Игристый сидр, включая грушевый, и пуаре. Код ТН ВЭД - 2206 00 310 0. Коды ОКПД2 -11.03.10.211 и 11.03.10.212;
  • Неигристый сидр, в том числе грушевый, в емкости до 2 литров, либо более 2 литров. Код ТН ВЭД - 2206 00 510 0.
  • Прочие игристые сброженные напитки с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%. Код ТН ВЭД - 2206 00 390 1. Код ОКПД2 — 11.03.10.210;
  • Медовуха и прочие неигристые сброженные напитки крепостью не более 7 об.% и в таре до 2 литров (включительно). Код ТН ВЭД - 2206 00 590 1. Коды ОКПД2 — 11.03.10.213 и 11.03.10.219;
  • Прочие неигристые сброженные напитки с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% и в таре объемом свыше 2 литров. Код ТН ВЭД - 2206 00 890 1.

Что такое код маркировки, как его получить и где размещать

Код маркировки — это уникальная числовая последовательность, которая включает:

  • 14-значный идентификатор товара GTIN,
  • Индивидуальный серийный номер напитка из 13 символов,
  • Код проверки — еще четыре символа.

Такую закодированную последовательность выдает система «Честный знак», вернее ее оператор — ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Для каждой единицы товара выдается свой код маркировки.

Получить коды маркировки можно только после регистрации в системе «Честный знак». Для регистрации понадобится УКЭП (Усиленная квалифицированная электронная подпись) на носителе Рутокен.

После получения кода маркировки его необходимо преобразовать в двухмерный графический код Data Matrix, распечатать и уже в таком виде наносить на товар. Выглядеть код будет примерно так:

Минимальный размер распечатанного кода Data Matrix пока не определен. Специалисты «Честного знака» рекомендуют для размещения кода оставить на розничной таре область не менее 13x13 мм. В любом случае, код должен быть заметен и хорошо считываться, а для этого — не быть слишком мелким.

Место нанесения кода производитель выбирает самостоятельно. Например, это может быть крышка или этикетка бутылки. Если пиво или слабоалкогольный напиток поставляется в кегах для последующего розлива, код можно размещать на саму емкость, на крышку, термоусадочный колпачок либо другое укупорочное средство. При наличии у кеги индивидуальной картонной упаковки (такое бывает у пластиковых емкостей) - Data Matrix можно разместить и там.

На групповую упаковку допускается нанесение агрегационного штрих-кода GS1-128. Это линейный (одномерный) код, который содержит информацию о всех товарах в упаковке. Тем не менее, каждую продуктовую единицу все равно надо маркировать.

Что еще понадобится

Договор с оператором электронного документооборота для обмены данными с «Честным знаком» и другими участниками цепи поставок. Также понадобится договор с ОФД (оператором фискальных данных), оборудование для печати, нанесения и считывания кодов Data Matrix. Для розничных магазинов и баров — еще и онлайн-касса.

Как происходит маркировка и учет

Этап I. Производитель или импортер пивной продукции заказывает коды маркировки в системе «Честный знак», распечатывает их и наносит на тару. Затем коды считываются и вводятся в оборот.

Важно: импортер должен промаркировать продукцию на таможне или заказать маркировку на зарубежном заводе-изготовителе.

 

Этап II. При отгрузке товаров дистрибьютору, дилеру, розничным магазинам или предприятиям общепита производитель/импортер передает им коды маркировки в виде УПД (универсальных передаточных документов).

Этап III. Дистрибьютор или дилер получает коды, сверяет их с кодами на поступивших товарных упаковках и пересылает данные в «Честный знак». Отправляя пиво или слабоалкогольные напитки другим контрагентам, он также формирует УПД.

Этап IV. При приемке товаров в магазинах, кафе и барах коды маркировки еще раз сверяются с УПД, после чего сведения о продукции вновь отправляются в «Честный знак».

Этап V. При продаже конечному потребителю код маркировки сканируется на каждой бутылке, банке или кеге. Информация об этом фиксируется ОФД, отмечается в чеке и передается в «Честный знак». Код маркировки выводится из оборота.

Какое оборудование выбрать

На всех перечисленных этапах используется оборудование для автоматизации маркировки и учета. Мы подскажем, какие устройства лучше справятся со своими задачами в той или иной ситуации.

Принтеры этикеток

Нужны для печати кодов маркировки Data Matrix на этикетках, которые затем будут наклеены на тару или индивидуальную упаковку.

Крафтовые пивоварни, импортеры или производители слабоалкогольных напитков, чей объем продукции невелик, могут выбрать настольные принтеры этикеток. Причем, лучше обратить внимание на термотрансферные модели — они создают более долговечные, устойчивые к истиранию и выцветанию отпечатки.

Для печати Data Matrix рекомендовано использовать исключительно принтеры с высоким разрешением – минимум 300 dpi.

Самая бюджетная модель, поддерживающая такую печать BSmart BS460T

Альтернативой может стать MERTECH (Mercury Equipment) Mprint TLP300 Terra Nova. Разница моделей только в производителе и сервисному обслуживанию, у Mprint есть бесплатная техническая поддержка от производителя, у BSmart такого нет.

Другие бюджетные решения можно найти у АТОЛ, TSC, Godex. Бюджетные принтеры рассчитаны на объем печати до 5000 этикеток в день. 

При возрастании нагрузок потребуются более продвинутые настольные принтеры этикеток или модели коммерческого класса. 

Настольные принтеры для печати до 15 тыс. этикеток: Zebra ZD421, TSC TX300, Godex G530.

Коммерческий класс, печать 20-50 тыс. этикеток в день – TSC MB340, Godex EZ-2350i, Postek I200.

Нагрузки в сотни тысяч этикеток выдерживают принтеры промышленного класса. Относительно недорогие модели Godex ZX1300, TSC MH341T демонстрируют хорошую скорость работы и печатают с разрешением 300 dpi. Для максимальной четкости печати необходимо использовать принтеры с разрешением 600 dpi. Модельный ряд промышленных принтеров представлен принтерами Godex ZX1600 и TSC MH641T.

Аксессуары для принтеров этикеток

При большом объеме печати часто используют крупные рулоны этикеток. Если такой рулон не помещается в принтер потребуется внешний держатель.

Отпечатанные этикетки также удобно свернуть в рулон. Автоматизировать этот процесс позволят внешние намотчики.

Наконец, упростить расклейку этикеток вручную помогут отдельные аппликаторы.

Расходные материалы

«Интер АйДи» изготавливает и предлагает фирменные расходные материалы для принтеров этикеток. Для термотрансферной печати нужны полуглянцевые или полипропиленовые этикетки. Кроме того, потребуется риббон — красящая лента, краска с которой при нагреве переходит на этикетку.

ТСД и сканеры штрихкодов для обязательной маркировки

Работать с кодами маркировки, преобразованными в Data Matrix, придется на всех этапах оборота пивной продукции. Сначала нужно проверить корректность напечатанных на этикетках кодировок, затем — отправить данные о проведенной маркировке в «Честный знак». Также необходим учет передвижения товара и отметка о продаже на кассе. И каждый раз понадобится считывать графический код Data Matrix. Сделать это можно на ТСД (терминале сбора данных) или сканером штрих-кодов. Терминалы не требуют подключения к ПК, чем принципиально отличаются от сканеров. Но и те, и другие для работы с обязательной маркировкой пива должны поддерживать распознавание двухмерных кодировок.

На складах или на производстве лучше всего подойдут ТСД с физической клавиатурой, хорошей защитой от ударов, мощным аккумулятором. Модели Urovo RT40, АТОЛ Smart.Pro и M3 Mobile US20 при невысокой цене отвечают этим характеристикам. Более дорогие решения — Point Mobile PM451CipherLab RK95Zebra MC33. Среди выездных сотрудников, в магазинах и барах востребованы компактные модели — такие, как Атол Smart.Slim, iData 95W, M3 Mobile SL20 и Newland MT65.

Cканеры штрих-кодов для обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков доступны широко. Недорогие модели имеют проводное подключение к ПК или онлайн-кассе. Их Bluettoth-аналоги обойдутся дороже. Разница в цене хорошо заметна на примерах Атол SB 2108 Plus/Атол SB2109 BT и Datalogic QuickScan QW2420/QBT2430. Розничным магазинам также подойдут стационарные или встраиваемые сканеры: например, Cino S680 и Newland Barracuda NLS-FM430L-U.

Онлайн-кассы

Последний этап контроля за движением пивной или слабоалкогольной продукции — продажа розничному потребителю. Здесь к кассовому аппарату предъявляются такие требования:

  • Поддержка реквизита «код товара»,
  • Возможность подключения 2D-сканера,
  • Печать чека с пометкой о маркировке
  • Связь с ОФД и Честным знаком

Современные онлайн-кассы отвечают этим требованиям. Поэтому выбор конкретного устройства зависит от масштабов предприятия. Так, небольшим магазинам и кафе будет достаточно модели уровня АТОЛ СТБ 5 или Эвотор 5. Там, где объем задач больше, можно выбрать смарт-терминал Эвотор 7.3 или онлайн кассу Атол Sigma 10. Так же для работы обязательно необходимо приобрести фискальный накопитель ФН-1.1М

Программы для обязательной маркировки пива

Создать и распечатать этикетки с кодом Data Matrix очень просто в программе BarTender Designer. Программа «всеядна» (поддерживает принтеры разных брендов), обладает широким функционалом и русифицирована. Все коды маркировки здесь можно подгружать из базы — например, Excel или Microsoft Access. Собственные версии Bartender выпускают некоторые производители принтеров этикеток.

К принтерам GoDEX бесплатно предлагается аналогичная программа GoLabel. Это ПО также поддерживает импорт данных из файлов, а интерфейс переведен на русский язык. Другим мощным редактором этикеток является NiceLabel Designer.

Для работы с промаркированной продукцией на ТСД доступны программы 1С, КлеверенсData Mobile.

Решения для обязательной маркировки

Обязательная маркировка затрагивает не только пивоваров, магазины или бары, реализующие слабоалкогольные напитки. Идентификация и учет каждой единицы товара по кодам «Честного знака» применяется и в других отраслях. В «Интер АйДи» мы предлагаем оборудование и решения для маркировки:

Нюансов всегда много. Поэтому звоните или пишите нам — найдем правильное решение для любых задач.

Поделиться:
Добавить комментарий
Нажимая кнопку отправить, вы даете согласие на обработку персональных данных
Также будет интересно
BarTender: печать этикеток с переменными данными из Экселя
29 November 2020
0
NiceLabel: создание этикеток и импорт данных из Excel
31 May 2021
0
Контрольно-кассовые машины
29 November 2020
0